События

26 Сентября

Чин воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

26 Сентября

Чин воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

Вечером 26 сентября правящий архиерей Костромской и Нерехтской епархии возглавил служение Всенощного бдения в Богоявленском кафедральном соборе Костромы на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Его Высокопреосвященству сослужило духовенство собора.

На великом славословии митрополит Ферапонт совершил чин Воздвижения Креста Господня. После троекратного каждения престола, на который перед началом службы был возложен украшенный крест, с пением трисвятого крест был вынесен из алтаря для совершения древнего чина Воздвижения. С сугубыми прошениями пять раз крест был вознесён на все стороны света под пение стократного «Господи, помилуй» и с возливанием на него благовоний. После чина Воздвижения было совершено поклонение Честному Кресту и елеопомазание.


Для справки

Чин Воздвижения Креста является неотъемлемой частью богослужения праздника Крестовоздвижения.

После события обретения Честного Креста в Иерусалиме скоро установился обычай ежегодно в память этого события, а также в память освящения (обновления) иерусалимского храма Воскресения Христова (храма Гроба Господня) совершать чин воздвижения Креста.

К VI веку чин воздвижения Креста уже был известен и совершался не только в Иерусалиме, но и в других местах христианского мира.

Согласно послеиконоборческому Типикону Великой Церкви, который встречается в позднейших славянских рукописях, в храме Святой Софии чин воздвижения Креста совершался после входа на утрене, вслед за тропарями в честь Креста. Сам чин описан кратко: патриарх, стоя на амвоне, возносил Крест, держа его в руках, а народ возглашал: «Господи, помилуй»; это повторялось трижды.

В Иерусалимском Уставе, начиная с наиболее ранних его редакций и заканчивая печатными Типиконами, чин воздвижения Креста сохраняет характерные черты, известные по студийским памятникам: он совершается на утрене после великого славословия и пения тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя», состоит из пятикратного осенения Крестом и возвышения его на стороны света (на восток, юг, запад, север и снова на восток). Важным изменением, по сравнению со студийскими памятниками, является добавление в чин пяти диаконских прошений (соответствующих пяти осенениям Крестом), после каждого из которых поется стократное «Господи, помилуй». Кроме того, согласно Иерусалимскому Уставу, прежде чем возвысить Крест, предстоятель должен склониться к земле так, чтобы его голова отстояла от земли на пядь – приблизительно на 18 сантиметров.

В ходе исправления богослужебных книг в Русской Церкви во второй половине XVII века был изменен порядок осенения сторон света во время чина: Крест воздвигается на восток, запад, юг, север и снова на восток. Такая схема сохраняется до настоящего времени.