События

28 Августа

Литургия в Богоявленском соборе Костромы в праздник Успения Божией Матери

28 Августа

Литургия в Богоявленском соборе Костромы в праздник Успения Божией Матери

В праздник Успения Божией Матери глава Костромской митрополии митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Костромы. Его Высокопреосвященству сослужило соборное духовенство.

В начале богослужения был совершён чин встречи и облачения архиерея на кафедре.

По запричастном стихе иерей Михаил Мостовой произнёс проповедь к молящимся.

Литургия завершилась молебным славлением празднику Успения Божией Матери, после которого духовенство поклонилось плащанице Пресвятой Богородице, накануне вечером положенной перед амвоном. После этого митрополит Ферапонт поздравил собравшихся в храме богомольцев с праздником.

"На все праздники Богородицы читается одни и те же чтения Апостола и Евангелие. Апостол Павел говорит, что Господь наш Иисус Христос не похитил свое равенство Богу, но наоборот, будучи Богом, принял образ раба, став подобен человеку. В этом чтении не говорится о Пресвятой Богородице, но оно читается всегда на праздник Божией Матери, потому что здесь говорится о воплощении Сына Божия, т.е. о Рождестве Христовом, виновницей которого является Пречистая Богородица.


Само слово Богородица поражает и была целая эпоха, когда соблазном оно было для многих людей. Была целая ересь, которая не могла принять этот термин, что женщина может родить Бога. Но такое чудо являет Господь и это слава Пресвятой Богородицы, Ее чести. За Ее чистоту, за Ее послушание великое Господь являет великую честь и воплощается через Нее, оставляя Ее при этом приснодевой. Сегодня день небесной славы Богородицы, когда Матерь Божья оставляет землю и воспринимает Свою небесную славу, восходя как Царица Небесная выше всех Ангелов, Архангелов , выше Херувимов и Серафимов.


Восходит, чтобы возносить молитвы у престола Божия о каждом из нас. Мы все усыновлены и удочерены Матерью Божьей при кресте, но восходя в свою небесную славу, Царица Небесная получает особое дерзновение молиться за нас, заботиться о нас, слушать наши молитвы и помогать нам. Не счесть, как песок морской сколько чудес и милостей за 2000 лет Матерь Божия явила роду человеческому и целым народам и каждому отдельно человеку по нашим молитвам, предстательствуя за нас перед престолом Божиим. Славим Царицу небесную и молимся, чтобы Она и ныне и всегда ходатайствовала о нас, а мы будем стараться быть достойным Ее смирения, чистоты, молитв и слез за нас грешных и недостойных. Постараемся хотя бы немного подражать Ей в тех добродетелях , за которые прославляет Ее Церковь, за которые Ее возлюбил и прославил сам Господь Вседержитель."




О празднике:


Слово «успение», однокоренное со словом «усопший», означает «сон». Так в Церкви называют день кончины Пресвятой Богородицы. Название праздника отражает христианское отношение к смерти. Смерть — не конец нашего существования, а сон: усопший на время оставляет мир, чтобы после всеобщего воскресения снова вернуться к жизни.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы установлен Церковью с давних времен. В IV веке он уже был известен в Византии. Общее празднование Успения 15 августа (по старому стилю) в большинстве Восточных и Западных Церквей установилось в VIII—IX вв.

Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы.

Все, что мы знаем о смерти Матери Господа Иисуса Христа, почерпнуто из церковного Предания. В канонических текстах мы не прочитаем ничего о том, как и при каких обстоятельствах Богородица отошла ко Господу и была погребена. Предание — один из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.

Из Нового Завета мы узнаем, что Спаситель, распятый на кресте, попросил своего ближайшего ученика — апостола Иоанна Богослова — заботиться о Марии: Увидев матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин 19:26-27). Так Пресвятая Матерь Божия после вознесения Иисуса осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод подверг гонению христиан, Богородица удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей.

Здесь Она постоянно молилась о том, чтобы Господь поскорее взял Ее к Себе. Во время одной из таких молитв, которую Богородица совершала на месте вознесения Христа, Ей явился Архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе.

Перед кончиной Пресвятая Дева Мария хотела увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись по разным местам проповедовать христианскую веру. Несмотря на это, желание Богородицы исполнилось: Святой Дух чудесным образом собрал апостолов у ложа Пресвятой Богородицы, на котором Она молилась и ожидала Своей кончины. Сам Спаситель в окружении ангелов сошел к Ней, чтобы забрать Ее душу с Собой.

Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также проявила огромное смирение: достигнув святости, с которой не сравнится ни один человек, будучи Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, Она молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы и от мытарств, которые проходит после смерти каждая душа. Увидевшись с апостолами, Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.

После кончины гроб с телом Пречистой Девы был отнесен апостолами в Гефсиманию и там захоронен в пещере, вход которой завалили камнем. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. Опоздавший к погребению апостол Фома был так опечален тем, что не успел поклониться праху Богородицы, что апостолы позволили открыть вход в пещеру и могилу, чтобы он мог поклониться святым останкам. Открыв гроб, они обнаружили, что там нет тела Богородицы, и таким образом убедились в Ее чудесном телесном вознесении на Небо. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни».

Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух – Богу, не коснулась Благодатной. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, – воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, – в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое».

Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной. Поистине, «в молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста».

Справка о празднике подготовлена по материалам сайтов www.arh-eparhia.ru https://foma.ru и https://www.pravmir.ru.